Самым лучшим и хорошо зарекомендовавшим себя средством для обнаружения радиоактивного заражения являются всем известные счетчики Гейгера. Они регистрируют источники радиации, улавливая потоки фотонов и электронов. Но исследователи из Кореи недавно предложили несколько иной способ. Как сообщает издание Nature Communications, их прибор способен обнаружить источник опасной радиации на очень большом расстоянии. При этом ученые даже выложили в Сеть руководство по сборке.

За разработкой стоит научная группа из Национального института науки и технологий в Ульсане во главе с доктором ЙенМи Чой. Как утверждают исследователи, «традиционный» подход работает лишь на небольших расстояниях, в то время как их метод позволяет выявлять источник угрозы с безопасного расстояния. Ученые обратили внимание на то, что электроны, вырабатываемые радиоактивными веществами, могут особым образом влиять на мощные пучки электромагнитного излучения и облака плазмы, которые они создают при своем движении. Свободные электроны присутствуют в воздухе всегда, но их количество достаточно мало. Если сфокусировать поиск на узкой области пространства, то попадание электрона в него будет с очень высокой долей вероятности говорить об источнике радиоактивной опасности.

Свою гипотезу специалисты проверили при помощи мощного магнетрона, фокусирующей антенны, датчика радиоволн и емкости с кобальтом-60. Во время своих экспериментов ученые следили за временем появления облака плазмы. Как выяснилось, их способ позволяет находить даже следовые количества кобальта-60. Подобный детектор радиации работает как при нормальном, так и при пониженном атмосферном давлении.

«Два года назад весь мир потрясла новость о беспилотнике, сбросившем радиоактивный песок на резиденцию премьера Японии. Подобные «грязные бомбы» невозможно заблаговременно находить при помощи современных детекторов радиации, так как они не работают на больших расстояниях от источника излучения».

Основано на материалах агентства РИА «Новости» Корейские ученые разработали самый дальнобойный локатор радиоактивных материалов Владимир Кузнецов