Японские учёные разгадали главный секрет божьих коровок

В мире известно более 4000 видов божьих коровок. Эти удивительные жуки в разных странах называются по-разному, но объединяет все эти названия их отношение к домашнему скоту. У сербов – это божья овечка, а во Франции и вовсе – божья курочка. Учёным на протяжении многих лет не давало покоя то, как божья коровка умудряется прятать крылья под свой яркий панцирь, ведь их размах куда больше размера тельца насекомого. И вот, наконец, японские исследователи разгадали мучившую их загадку.

Конечно, учёные и раньше знали, что крылья божьей коровки складываются в несколько раз, словно фигурка оригами. Однако как именно ей удаётся осуществить данный процесс – науке было совершенно непонятно. Механизм складывания и раскладывания крыльев у этого насекомого срабатывает так быстро и чётко, что принцип его работы очень пригодился бы учёным в создании, например, инновационных роботов, спутников или медицинских приборов. После продолжительных исследований сотрудникам Токийского университета под руководством профессора Кадзуи Сайто удалось понять принцип работы крыльев божьей коровки.

Для этого учёные пошли на весьма необычный шаг. Было решено создать искусственные крылья для божьей коровки, пересадить их ей, а затем при помощи компьютерной томографии понять, как работает этот механизм. Искусственный аналог подобных крыльев в лабораторных условиях сделать было не так-то просто. После многочисленных экспериментов у них это получилось. Крылья были созданы из особого геля, затвердевающего под воздействием ультрафиолета. Именно эти имплантаты позволили японским исследователям разгадать тайну насекомого.

Японские учёные разгадали главный секрет божьих коровок

Как оказалось, весь секрет заключается в том, что разворачивание и сворачивание крыла божьей коровки основывается на гидравлике. Крыло пронизано сосудами, часть из которых идёт по его кромке. В сложенном виде сосуды пережимаются, поэтому в них накапливается упругая энергия, моментально разворачивающая крыло, как только спинной панцирь раскрывается. Крылья не содержат никаких суставов или сочленений, что немало удивило учёных.

Позаимствовав эту технологию у божьих коровок, учёные могут привнести много нового в авиацию и космонавтику, а также, не без иронии, заявляют, что классический механизм зонтиков давно пора немного обновить. Результаты своих исследований японцы опубликовали в американском журнале PNAS. Японские учёные разгадали главный секрет божьих коровок Сергей Грэй