Куркума поможет учёным в борьбе против раковых опухолей

На войне все средства хороши. Это выражение применимо и для медицины, когда ради победы над онкологическими заболеваниями учёные готовы ухватиться за любую соломинку, способную привести к успеху. Но на этот раз исследователи сделали совершенно неожиданное открытие. Оказалось, что приправа куркума, которую многие из нас часто применяют во время создания кулинарных шедевров, является эффективным способом борьбы с наиболее агрессивными и устойчивыми к химиотерапии раковыми клетками.

Эту знаменитую специю изготавливают из корней трёх видов однодольных травянистых растений рода Curcuma. Применяют её в кулинарии, кондитерском деле и даже при производстве ликёроводочной продукции. Больше всего куркуму любят жители Индии (без неё невозможно было бы приготовить карри) и ряда стран Азии. Целебные свойства куркумы были известны в Индостане с древности. Целители считали, что она очищает организм и укрепляет иммунитет. С развитием науки учёные пришли к выводу, что куркума является природным антибиотиком. Позднее наука доказала и тот факт, что приправа действительно является иммуномодулятором. Но никто не ожидал, что куркума эффективна и в борьбе с раковыми опухолями.

Некоторые формы рака практически не поддаются терапии, и медики бессильны в борьбе с ними. Опухоли головного мозга лечить невероятно сложно, особенно у детей. Глиобластомы, например, становятся причиной смерти младенцев от рака в 15% случаев. На сегодняшний день медицина не располагает средствами, позволяющими остановить или предотвратить развитие этих опухолей без нанесения серьёзного вреда мозгу. Но совсем недавно у учёных появилась надежда. В ряде растений, включая таволгу и куркуму, обнаружили вещества, способные противостоять этим видам рака. Проблема заключается в том, что куркуму невозможно растворить в воде, чтобы доставить её к раковым клеткам.

Исследователи, наконец, придумали эффективный способ решить эту проблему. Они связали молекулу куркумина с наночастицами из оксида церия, способными проникнуть внутрь клеток опухоли. Во время лабораторных тестов такие частицы ввели в две культуры раковых клеток, одна из которых была крайне агрессивной и устойчивой к любым видам терапии, а вторая состояла из менее опасных клеток. В ходе опыта выяснилось, что наночастицы с куркумином тормозили рост опухоли и значительно ускоряли гибель раковых клеток. За несколько часов было убито более половины клеток опухоли, что является крайне впечатляющим результатом. А что самое важное – здоровые клетки не подверглись никаким изменениям. В дальнейшем учёные планируют создать новые версии наночастиц, а также провести их клинические испытания на животных и людях.

Куркума поможет учёным в борьбе против раковых опухолей Сергей Грэй