Учёные научились превращать клетки в стволовые с помощью антител

Стволовые клетки представляют собой универсальную деталь, из которой организм строит ткани и органы. Незрелые стволовые клетки способны самообновляться, делиться и в дальнейшем дифференцироваться в клетки специализированные. Десять лет назад учёные совершили очень важное открытие: им удалось перепрограммировать клетки кожи при помощи внедрения в их ДНК определённых генов, благодаря чему они превратились в стволовые клетки. Теперь же учёным из Исследовательского института Скриппса удалось сделать то же самое, но без сложных генетических манипуляций.

Учёные обнаружили особые человеческие антитела, способные перепрограммировать клетки кожи, превращая их в стволовые, без необходимости менять их ДНК. Ведь открытие 2006 года, когда исследователи экспериментировали с генами Oct4, Sox2, Klf4 и c-Myc, хоть и позволяло достичь желаемого результата, но всё же было сопряжено с серьёзными рисками. Получившиеся в итоге клетки внезапно могли стать раковыми, а свойства их зачастую были далеки от идеала.

Нужен был более натуральный способ получения стволовых клеток. Его-то и обнаружили учёные из Скриппса. Антитела способны прикрепляться к белкам на поверхности клеток и производить схожие генные манипуляции, но только естественным путём без проникновения внутрь клетки, следовательно, значительно снижая риск получить на выходе раковую опухоль или другой нежелательный результат. Команда исследователей начала с того, что собрала библиотеку из 100 миллионов человеческих антител, а затем просканировала их, чтобы найти наиболее подходящие для данной манипуляции.

Учёные экспериментировали с клетками кожи лабораторных мышей. Сначала они внедрили в них два гена Oct4 и Klf4, а после этого поместили в культуру множество отобранных антител, в надежде, что каким-либо из них удастся завершить процесс по превращению исходных клеток в стволовые. Предположение оказалось верным, некоторые взрослые клетки действительно стали стволовыми. После этого исследователям лишь оставалось выяснить, какие именно антитела способны на это, путём отсеивания всех лишних. Повторяя эксперименты, учёным удалось найти антитела, способные трансформировать клетки без какого-либо вмешательства в их ядро и ДНК. Результаты исследований можно прочесть в журнале Nature Biotechnology. Учёные научились превращать клетки в стволовые с помощью антител Сергей Грэй