Бактерии, выращенные на МКС, оказались более живучими, чем земные

Как сообщает издание Frontiers in Microbiology, группе исследователей из Дании, Германии, США и Бразилии удалось вырастить на Международной космической станции колонию бактерий, которая оказалась не только более приспособленной к жизни, чем на Земле, но и получила некоторые другие особенные свойства.

В ходе эксперимента ученые одновременно на Земле и на МКС начали выращивать кишечные палочки (Escherichia coli). Колониям бактерий регулярно «скармливали» одинаковые дозы антибиотика (сульфата гентамицина). Выяснилось, что количество антибиотика, которого на Земле хватило для того, чтобы уничтожить всю колонию бактерий, на орбите на кишечные палочки почти не подействовало. Когда эксперты попытались разобраться, в чем же дело, удалось узнать, что размер клеток E. coli у бактерий с МКС был в среднем на 73% меньше, чем у земных собратьев. При этом численность палочек в одинаковом объёме была в космосе в 13 раз выше, чем на Земле.

Но самое интересное открытие ждало ученых впереди: «космические» кишечные палочки образовывали похожее на биопленку скопление, в котором бактерии обменивались пузырьками с сигнальными молекулами. По предположению экспертов, таким образом бактерии, находящиеся на периферии колонии, «приносили себя в жертву», чтобы спасти остальных от губительного действия препарата. Такое поведение объясняет повышенную устойчивость бактерий с МКС к действию сульфата гентамицина. Было найдено и объяснение крайне малым размерам бактерий: в условиях пониженной гравитации затрудняется распространение молекул. Таким образом, чтобы питательные вещества питали клетку, её объём и уменьшается.

Исследователи отмечают, что в условиях пониженной гравитации, несмотря на повышение выживаемости, скорость размножения бактерий значительно снижается. Помимо этого, как говорят ученые, изучение бактерий в условиях космоса поможет выявить новые особенности их биохимии.

Бактерии, выращенные на МКС, оказались более живучими, чем земные Владимир Кузнецов