Назад в СССР

Назад в СССР

В последнее время в федеральных СМИ появилась информация о нескольких весьма спорных инициативах в сфере авиации, которые нуждаются в подробном непредвзятом разборе.

3 сентября РИА Новости с ссылкой на источник в оборонном комплексе сообщили о том, что командование ВДВ прорабатывает вопрос о старте опытно-конструкторских работ по конвертоплану. А 21 августа вице-премьер Юрий Борисов рассказал о разработке самолёта вертикального взлёта и посадки (СВВП) по поручению президента.

Теоретически обе машины могут достойно послужить российской авиации и Военно-морскому флоту. Более того, наша страна наверняка сохранила советские технологии, по которым создалась эта диковинная техники. Однако западный (прежде всего, американский) опыт эксплуатации конвертоплана и СВВП крайне неоднозначен. В период сокращения оборонных расходов Россия рискует вновь вложить деньги в экспериментальные разработки, который не станут серийными образцами.

Успехи и неудачи

Конвертоплан — промежуточное звено между самолётом и вертолётом. Этот летательный аппарат (ЛА) оснащён поворачивающимися винтами, которые обеспечивают вертикальный взлёт и последующий горизонтальный («самолётный») полёт. По скоростным характеристикам конвертоплан быстрее вертолёта, но медленнее обычного винтового самолёта.

Необычная машина уступает винтокрылому собрату по показателю висения, грузоподъёмности, надёжности и живучести. Ключевая проблема конвертоплана — сложность конструкции и системы управления. Машина очень тяжело «переносит» смену режима полёта и может относительно легко «потерять равновесие».  

Однако конвертоплан облегчает задачу по переброске войск и грузов, выполняя её в целом эффективнее вертолётов и самолётов. Этот ЛА способен приземляться на палубы крупных кораблей, участки суши (например, острова или горные плато) и неподготовленные аэродромы. Подобные качества востребованы в армиях государств, которые проецируют свою силу далеко за пределами своих границ и обладают авианосным флотом.

В годы холодной войны таких держав было две — Советский Союз и США. СССР был пионером в развитии конвертопланов. В начале 1960-х годов специалисты ОКБ Камова разработали винтокрыл Ка-22. Машина была реализована по поперечной схеме с двумя несущими (верхними) и двумя тянущими (толкающими) винтами.

Первоначальное предназначение Ка-22 — транспортировка различных элементов баллистических ракет и пусковых установок в труднодоступные места. Также предполагалось, что машина будет универсальным транспортным средством, развивающим скорость до 400 км/ч. (средняя скорость вертолёта до сих пор составляет порядка 150-200 км/ч).

В ноябре 1961 года Ка-22 установил мировой рекорд скорости — 356,3 км/ч и грузоподъёмности —16,485 тонны. Однако следом за первыми успехами последовали аварии, обернувшиеся жертвами среди экипажа. Причиной катастроф стала недостаточная манёвренность конвертоплана и слишком сложное управление. В 1964 году работы по Ка-22 были закрыты. 

В 1970-х годах свой конвертоплан решили создать инженеры Московского вертолётного завода им. Миля. Научно-исследовательские работы растянулись на более чем 10 лет из-за постоянных трений с Минобороны. Проект получил название Ми-30 и в итоге был утверждён в трёх вариантах с разными показателями пассажировместимости и грузоподъёмности. Однако и здесь конструкторов ждала неудача — проект похоронила перестройка.

Единственную серийную модель конвертоплана смогла разработать только американская компания Bell. V-22 Osprey достаточно активно используется ВВС и Морской пехотой. Однако на создание и доработку ЛА ушло более 20 лет, и, судя по количеству аварий и жёстких посадок (более 15), заокеанские специалисты так и не смогли создать безопасную и удобную в управлении машину.

Более того, V-22 обходится войскам дороже сопоставимого по транспортным возможностям вертолёта и самолёта, несмотря на все попытки Bell удешевить производство и обслуживание своего детища. Но самое печальное — американские конвертоплан не выдерживают даже минимального огневого воздействия. Разработчики хорошо поработали над защищённостью корпуса, но при попадании снаряда или пуль в гондолу с винтом гордость морской пехоты обречена. При этом, как показал опыт локальных конфликтов, вертолёт имеет немало шансов на спасение даже при простреленных лопастях.

Дорогие игрушки

Конвертоплан близок по своей аэродинамике к самолёту вертикального взлёта и посадки. Это ещё один нереализованный до конца проект советских инженеров, представленный штурмовиком Як-38 и всепогодным сверхзвуковым самолётом Як-141. Отечественным специалистам ввиду сложности управления и дороговизны эксплуатации также не удалось создать полноценные боевые платформы.

Машина уже на старте сжигала немыслимое количество топлива, обладала очень ограниченным боевым радиусом и малой грузоподъёмностью. Однако от СВВП не отказались американцы и британцы. США разработали многоцелевой истребитель-бомбардировщик F-35B, ВМС Великобритании продолжает использовать самолёты семейства «Харриер».

Тем не менее, обе морских державы не собираются отказываться от палубных машин с обычным или укороченным взлётом. СВВП не составляют основу авиакрыла авианосного флота и предназначены для выполнения отдельных тактических задач, где требуется молниеносная реакция на угрозы. Подобное положение дел свидетельствует о том, что на Западе не решили основные «родовые проблемы» СВВП. Отсутствие большого парка конвертопланов и СВВП не является чем-то критичным.

В целом зарубежный опыт свидетельствует о том, что конвертопланы и самолёты вертикального взлёта, которые, видимо, всё же планируется создавать в РФ по-прежнему остаются красивыми, но дорогими игрушками. К тому же маловероятно, что в ближайшие 10-15 лет Россия обретёт полноценный авианосный флот и обзаведётся десятком баз по всему миру, чтобы применение этих причудливых машин стало целесообразным. 

0 не понравилось

04-09-2018 12:00 | просмотров 26 |

Прямая ссылка:
BB-code ссылка:
HTML ссылка:
Понравилась статья? ПОДЕЛИСЬ в соц. сетях!
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Похожие новости

В России разработают конвертоплан для доставки десантников на поле боя

Гибрид вертолета и самолета может быть принят на вооружение в 2023 году

«Су-57 очень важен для ВКС»

Какая судьба ожидает новейший многоцелевой российский самолёт

Без нового «Руслана»

Почему Россия отказалась от создания тяжёлого транспортного самолёта

Русское чудо «Руслан»

Россия может построить собственный транспортный самолет на базе «украинского» Ан-124

Словаки показали свой летающий автомобиль в Монако и озвучили цену

Компания AeroMobil продемонстрировала, наконец, свой летающий автомобиль, способный также ездить по обычным муниципальным дорогам. Разработчики сообщили, что авто уже доступно для предварительного

Власти Окинавы требуют прекратить полеты Osprey до выяснения причин ЧП

Конвертоплан MV-22 Osprey в понедельник совершил жесткую посадку во время учебного полета на базе ВВС США "Беллоуз" на Гавайях. Один человек погиб, 12 получили ранения. Всего на борту находились 22
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.