Обойдёмся без сверхзвука

Обойдёмся без сверхзвука
Обойдёмся без сверхзвука

Президент РФ Владимир Путин в очередной раз озвучил идею создания сверхзвукового гражданского самолёта на основе самого крупного в мире стратегического бомбардировщика Ту-160 «Белый лебедь». Он напомнил, что в настоящее время Казанский авиационный заводе (КАЗ, входит в ПАО «Туполев») занимается проектом модернизированного Ту-160М2.

«Сейчас мы в Казани реализовали блестящий проект. Фактически создали новую машину Ту-160 для вооружённых сил. Сверхзвуковой боевой ракетоносец, и не только сам носитель, но и оружие к нему доработали. Работает всё как часы, просто здорово! Так почему не создать и сверхзвуковой пассажирский самолёт», — сказал Путин.

Аналогичное заявление президент РФ сделал в январе 2018 года.

Призыв Путина разработать сверхзвуковой лайнер в экспертном сообществе восприняли неоднозначно

Источник РП в ПАО «Туполев» назвал создание гражданского самолёта на базе Ту-160 «практически невыполнимой задачей».

«Я слабо знаком с политикой и не представляю окружение президента. Но мне очень хотелось бы знать, кто тот человек, который вкладывает президенту такие мысли. Я прекрасно понимаю, что Путин не инженер и не может самостоятельно оценивать перспективы подобного проекта», — отметил собеседник РП.

Обойдёмся без сверхзвука

Как пояснил источник, ПАО «Туполев» с трудом справляется с одновременной реализацией двух крупных проектов: модернизация «Белого лебеды» и разработка стратегического бомбардировщика нового поколения — ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации).

«Загруженность коллектива сейчас неимоверная. Оба проекта требуют привлечения очень больших ресурсов. Прежде всего, речь идёт о людях. Как потянуть третий проект — я даже не приставляю. Для разработки сверхзвукового лайнера необходимо нанять сотни инженеров и вложить немало денег в совершенствование инфраструктуры предприятий», — сообщил источник РП.

В настоящее время ПАО «Туполев» не справляется с первоначальным планом модернизации парка «Белых лебедей». В 2015 году Путин поставил задачу передать войскам 50 Ту-160М2 до 2023 года. Однако контракт на производство первых десяти машин был заключён в январе 2018 года. «Казанцы» должны поставить ВКС самолёты до 2027 года.

Стоимость контракта составила 160 миллиардов рублей

На текущий момент в войсках нет ни одного строевого Ту-160М2. В лучшем случае ВКС не получат только 10 машин. С большой вероятностью президент и Минобороны осознали, что перекачка ресурсов на модернизацию «Белого лебедя» может попросту похоронить проект ПАК ДА, над которым «туполевцы» работают более 10 лет.

С учётом открытой информации и сведений, которые РП предоставил источник, следует неутешительный вывод о том, что ПАО «Туполев» не обладает необходимыми ресурсами для того, чтобы одновременно успешно реализовать даже два проекта. Если вопрос о разработке сверхзвукового лайнера будет решён положительно, то легендарной компании придётся совсем туго.

Вызывает много вопросов целесообразность самой идеи создания лайнера на базе Ту-160. Дело в том, что военный и гражданский самолёт — совершенно разные в концептуальном отношении машины. «Белый лебедь» — это бомбардировщик, не предназначенный для перевозки людей.

Гипотетически пассажиров можно разместить только в бомбовом отсеке 

То есть на основе Ту-160 можно разработать бизнес-джет, но не аналог «Конкорда».

Кроме того, совершенно непонятно, как в текущих условиях, Россия может решить проблему с экономичными и мощными двигателями. «Белый лебедь» летает на НК-32, которые очень прожорливы и способны держать сверхзвуковую скорость в режиме форсажа около 40-45 минут. Данная силовая установка однозначно не может использоваться в гражданском лайнере.

Последние годы «Объединённая двигателестроительная корпорация» работает над семейством авиационных двигателей ПД-14. Однако оно предназначено для полётов на дозвуковых скоростях. Более того, подходящих для сверхзвука двигателей сейчас нет и за рубежом.

Также важно отметить, что особенности конструкции, систем, узлов и агрегатов Ту-160 наверняка представляют интерес для зарубежных разведок. По этой причине нежелательно передавать документацию на самолёт, как и саму машину (пусть и в «демилитаризированном виде») какому-либо иностранному государству. Это объективно снижает экспортный потенциал гражданского варианта «Белого лебедя».

В заключении невозможно обойти стороной чудовищную зависимость отечественного воздушного флота от зарубежных производителей.

В сфере гражданского самолётостроения наша страна отстала почти на поколение и лишилась возможности своими силами разрабатывать лайнеры

История с американскими композитами для МС-21, которую раскопал «Коммерсант», — наиболее яркое доказательство того, что нашему государству необходимо ставить и выполнять куда более приземлённые задачи, чем разработка сверхзвукового лайнера с риском завала других проектов ПАО «Туполев».

Первоочередной задачей является импортозамещение в дозвуковой гражданской авиации. Россия должна обладать возможностью самостоятельно производить МС-21, SSJ100 и обновлённый Ил-96. Погоня за сверхзвуком неизбежно приведёт к оттоку ресурсов из более значимых с практической точки зрения проектов. 

0 не понравилось

13-02-2019 12:00 | просмотров 12 |

Прямая ссылка:
BB-code ссылка:
HTML ссылка:
Понравилась статья? ПОДЕЛИСЬ в соц. сетях!
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Похожие новости

Россия нашла замену «Руслану»

Проект Ил-106 должен потеснить в войсках легендарный самолёт КБ «Антонов»

Мечта о величии дальней авиации РФ

Что мешает России создать стратегический бомбардировщик нового поколения?

Без нового «Руслана»

Почему Россия отказалась от создания тяжёлого транспортного самолёта

Одинокий «Белый лебедь»

Почему переносятся сроки модернизации Ту-160 — будущего флагмана дальней авиации РФ

В России работают над сверхзвуковым пассажирским самолетом

В России может появиться пассажирский сверхзвуковой самолет, в котором могут быть использованы наработки и технологии, использующиеся в ракетоносце Ту-160

NI сравнил российский бомбардировщик-невидимку с американскими

Западный эксперт сравнивают проект российского самолета ПАК ДА с американскими аналогами и предполагает, будет ли у бомбардировщика-невидимки гиперзвуковое оружие.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.