Первый атомный: Как создавался ледокол «Ленин»

Первый атомный: Как создавался ледокол «Ленин»
Первый атомный: Как создавался ледокол «Ленин»

Холодная война, накалившая обстановку на политической арене, стала стимулом для целой плеяды изобретений, многие из которых нашли вполне мирное применение и принесли немало пользы человечеству. Одним из таких достижений по праву считается создание в СССР атомного ледокола – настоящего научно-технического прорыва и, как писали газеты того времени, «советской победы на мирном фронте использования атомной энергии».

Борьба за Арктику, уже тогда имевшую стратегическое значение для ведущих мировых держав, заставляла искать эффективные средства для освоения и исследования региона. В первую очередь, транспортные.

Стране необходимы были мощные корабли с неограниченной автономностью плавания, которые могли бы проникнуть сами и проложить путь другим судам в самые отдаленные уголки Арктики в любое время года

Обеспечить большую автономность – т.е. длительное плавание без захода в порт для заправки – дизель-электрические ледоколы того времени не могли. Несмотря на то, что запасы топлива составляли почти треть веса этих судов, хватало его не более чем на 30-40 суток – за час такой ледокол сжигал до 3 тонн нефти. О всесезонном функционировании Северного морского пути при такой ограниченной автономности говорить не приходилось. Иногда на зимовку во льдах приходилось оставлять целые караваны судов – просто потому что запас топлива на ледоколе иссякал раньше времени.

Первый атомный: Как создавался ледокол «Ленин»

После вступления в строй первой атомной электростанции возникла идея решить эту проблему с помощью нового источника энергии. По расчетам ученых атомный ледокол должен был расходовать в сутки всего 45 граммов ядерного горючего – столько умещается в спичечном коробке.

Это открывало неограниченные возможности по дальности плавания судна – оно могло бы побывать за один рейс и в Арктике, и у берегов Антарктиды

Проект нового ледокола и его энергетической установки создавался совместными усилиями физиков – во главе с академиком А. Александровым – и судостроителей – под руководством главного конструктора ЦКБ-15 (современное ЦКБ «Айсберг») В. Неганова. Построить «первенца атомного флота» было поручено Адмиралтейскому судостроительному заводу в Ленинграде. К тому моменту у верфи уже был накоплен серьезный опыт строительства и ремонта ледоколов и ледокольно-транспортных судов: в 1928 году здесь был отремонтирован «дедушка ледокольного флота» - знаменитый «Ермак», перед Великой Отечественной войной построен «Семен Дежнев», после – еще несколько ледоколов.

Закладка первого в мире атомохода, предсказуемо получившего имя «Ленин», состоялась в июле 1956 года. Проект был абсолютно беспрецедентным, строить надо было с опережением и без того сжатых сроков, при этом – помнить об экономической эффективности. Создатели судна должны были обеспечить не только мощность и надежность энергетической установки, но и безопасность команды. На ледоколе сделать это сложнее, чем, например, на береговой атомной электростанции – на морском судне по техническим условиям нельзя устанавливать громоздкое и тяжелое защитное оборудование.

Все эти факторы привели к тому, что «Ленин» стал еще и поворотной точкой в истории судостроения в целом – специально для него разрабатывались новые технологии, материалы и инструменты

Каждый шаг давался с трудом. По сути, «Ленин» был опытной площадкой для испытаний десятков открытий и изобретений. В общей сложности на судне было установлено более 200 образцов головного оборудования и механизмов.

Первый атомный: Как создавался ледокол «Ленин»

Участвовала в проекте, который сегодня бы назвали инновационным, без преувеличения, вся страна – заказы для «Ленина» выполняли более 300 предприятий, научных организаций и конструкторских бюро.

Форма обводов корпуса отрабатывалась в ледовом бассейне Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. Судовые турбины – общей мощностью в 44 000 лошадиных сил – создавались на Кировском заводе, главные турбогенераторы для ледокола строил Харьковский электромеханический завод, гребные электродвигатели – ленинградский завод «Электросила». Антикоррозийную спецсталь для корпуса изобрели в институте прикладной металлургии «Прометей». Из Сибири, с Дальнего Востока, из Москвы, Одессы, Калуги, Горького на завод шли машины, приборы, механизмы, оборудование, и на каждом ящике стоял особый гриф «Срочно».

Ледокол называли гигантом, и не зря – спусковой вес судна составлял почти 11 000 тонн

На судне было предусмотрено более 900 служебных и бытовых помещений, включая музыкальный салон, библиотеку, амбулаторию, госпиталь, первый судовой рентген-кабинет, пекарню, кинозал и др. Мощность каждого из трех его реакторов в 3,5 раза превышала мощность реактора первой в мире атомной электростанции, а в целом по мощности он в два раза превосходил американский эсминец «Флетчер», считавшийся самым крупным в мире на тот момент.

Спуск судна состоялся 5 декабря 1957 года. Еще на этапе достройки ледокол посетили более 100 тысяч гостей, в том числе премьер-министр Англии Макмиллан, вице-президент США Никсон, французский политический деятель Морис Торез и другие.

В 1959 году на ледоколе побывал адмирал Хайман Риковер, отец атомного флота США. По итогам своего визита он доложил в Сенате, что «Ленин» едва ли выйдет в море раньше, чем через два года. Американцы тогда строили свой атомоход гражданского назначения – «Саванну» и тоже претендовали на мировое первенство.

Оказалось, что Риковер просчитался: «Ленин» ушёл в плавание спустя два месяца

Появление в СССР атомного ледокола стало настоящей сенсацией – по значимости это событие мировые СМИ ставили в один ряд с запуском ракеты на Луну.

Первый атомный: Как создавался ледокол «Ленин»

Как любой проект такого масштаба, «Ленин» вызывал много противоречивых слухов. В частности, были опасения, что судно угрожает экологической безопасности региона, заражая воду и воздух радиоактивными элементами. В первый переход атомохода из Балтики в Мурманск в 1960 году, когда он вошел в пролив Большой Бельт, его сопровождал датский корабль, с борта которого периодически бралась вода на пробы. С неба за судном наблюдали норвежские, датские и американские военные самолеты. Насколько позволяют судить сообщения СМИ того времени, обнаружить выбросы опасных отходов им не удалось.

После появления «Ленина» навигация в западном районе Арктики была продлена с трех до 11 месяцев. Именно «Ленин» впервые отработал в северных широтах без перерыва больше года.

Он преодолевал на постоянном ходу льды, которые раньше считались непроходимыми

В навигацию 1961 года с борта ледокола была высажена высокоширотная дрейфующая станция «Северный полюс-10». В 1970 году «Ленин» провел первую промедленную навигацию в западном районе Арктики, ставшую впоследствии круглогодичной. В 1976 – выполнил первый экспериментальный рейс к мысу Харасавэй, где прямо на лёд Карского моря была произведена самовыгрузка оборудования для газовиков с теплохода «Павел Пономарёв».

За 30 лет эксплуатации – с 1959 по 1989 годы – атомный ледокол «Ленин» провел через арктические льды 3741 транспортное судно

Он прошел более 654 400 морских миль, из них 563 600 – во льдах Арктики. Примерно такое же расстояние получится, если 30 раз обогнуть земной шар по экватору.

После завершения срока эксплуатации на базе ледокола был создан музей – 5 мая 2009 года «Ленин» пришвартовался у понтонного причала Морского вокзала в Мурманске на вечную стоянку. А в 2016 году атомоход вновь стал звездой кинохроники, сыграв роль ледокола «Михаил Громов» в фильме-катастрофе «Ледокол».

0 не понравилось

22-03-2019 17:00 | просмотров 14 |

Прямая ссылка:
BB-code ссылка:
HTML ссылка:
Понравилась статья? ПОДЕЛИСЬ в соц. сетях!
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Похожие новости

«Сибирь» поднимет Арктику

Россия реализует грандиозный проект в сфере ледокольного флота

Выставка к 70-летию атомной отрасли РФ открывается в столичном Манеже

Посетители экспозиции "Цепная реакция успеха" смогут познакомиться с уникальными документами и экспонатами и почувствовать сопричастность к освещаемым событиям. Со многих материалов гриф секретности

Ледокол Shell направился в Арктику, несмотря на протесты Greenpeace

Экологи с помощью альпинистского снаряжения повисли на одном из городских мостов Портленда, штат Орегон, чтобы помешать судну выйти в море. Суд оштрафовал активистов на 2,5 тысячи долларов за каждый

Greenpeace: ледокол Arctic Sunrise в ближайшие дни покинет Мурманск

По словам координатора арктической программы Greenpeace Евгении Беляковой, выйдя из Мурманска, судно возьмет курс на Амстердам: ледоколу необходим тщательный ремонт.

АЭС "Бушер" выведена на полную мощность после перезагрузки топлива

Первая плановая перезагрузка ядерного топлива была завершена на АЭС "Бушер" в начале июня. В ходе регламентных работ, длившихся два с половиной месяца, была заменена треть из 163 топливных сборок. 24

Атомщики РФ подтвердили успешную перезагрузку топлива на АЭС "Бушер"

АЭС "Бушер" - уникальный объект, аналогов которому нет в мире. ЗАО "Атомстройэкспорт" и его подрядчикам удалось осуществить интеграцию российского оборудования в строительную часть, выполненную по
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.