Ученые нашли место падения гигантского астероида, который… никого не убил

Ученые обнаружили свидетельства того, что на ранних этапах существования Земли на нее упал гигантский астероид 20-30 километров в поперечнике. Такого удара люди еще не видели. 400-километровая зона падения гигантского метеорита, который развалился на две части перед падением, была обнаружена в Австралии. Ударный кратер в сотни километров шириной давно исчез. Но группа геофизиков нашла два шрама от падения — крупнейшую зону удара метеорита, когда-либо виденную на Земле — скрытые глубоко в земной коре.

«Крошечные стеклянные бусы, сферулы, найденные на северо-западе Австралии, были сформированы из испаряемого материала в процессе падения астероида, — говорит Эндрю Гликсон из Австралийского национального университета (АНУ). — Крупные удары, подобные этим, могли оказать куда более важное влияние на эволюцию Земли, чем считали ранее».

Точная дата этих ударов остается неизвестной. Возраст окружающих пород — 300-600 миллионов лет — но подобных свидетельств, оставленных другими метеоритами, крайне не хватает. «Это загадка — мы не можем найти событие вымирания, соответствующее этим столкновениям. Есть подозрение, что этому падению больше 300 миллионов лет».

«В коре есть два огромных купола, образованные в процессе перестройки земной коры после серьезных ударов и подъема пород из мантии ниже», говорит Гликсон. Две ударные зоны в общей сложности составляют 400 километров в поперечнике в бассейне Уорбертон в Центральной Австралии. Они проходят через земную кору, толщина которой в этой области — 30 километров.

«Такое воздействие должно было вызвать землетрясения на много порядков сильнее, чем земные землетрясения, а также огромные цунами и разрушения скал, — говорит Гликсон. — Материал от этого удара распространился бы по всему миру. Эти сферулы были обнаружены в донных отложениях, которым дают 3,46 миллиарда лет».

3,8–3,9 миллиарда лет назад на Луну падало множество астероидов, которые образовали кратеры — моря — до сих пор видимые с Земли. «Сказать точно, когда этот астероид попал в Землю, сложно, — говорит Гликсон. — Любые кратеры с этих времен на поверхности Земли были стерты вулканической активностью и тектоническим движением».

Гликсон и Артур Хикман из Геологической службы Западной Австралии нашли стеклянные бусины в керне на северо-западе Австралии, в одном из самых старых известных отложений на Земле. Слой осадка, который изначально был на дне океана, сохранился между двумя вулканическими слоями, что позволило точно определить время его происхождения.

Гликсон, который ищет свидетельства древних падений больше 20 лет, сразу заподозрил, что это стекло имеет ударное происхождение. Последующие испытания выявили такие элементы, как платина, никель и хром, соответствующие по составу астероидам. Таких падений могло быть гораздо больше, проcто их еще не нашли.

«Это только верхушка айсберга. Мы нашли следы всего 17 ударов возрастом старше 2,5 миллиардов лет, но их должны быть сотни. Удары астероидов такого размера приводили к тектоническим сдвигам и мощным течениям магмы. Они определенно повлияли на развитие Земли».

Ученые нашли место падения гигантского астероида, который… никого не убил Илья Хель