Если быстро поднять еду с пола, бактерии все равно уже будут в ней

Бытует устойчивое убеждение в том, что если успеть поднять упавшую на пол еду в течение пяти секунд, то бактериям проcто не хватит времени на то, чтобы перейти на эту пищу. Этот миф был развенчан учеными из Ратгерского университета. Профессор Дональд Шаффнер (Donald Schaffner) поясняет, что, в зависимости от степени увлажнения и времени контакта, бактерии могут оказаться в уроненной пище менее чем за секунду. В ходе исследования было обнаружено, что разные виды пищи, упавшие на различные поверхности, заражаются бактериями с разной скоростью.

Ученые сочли эту тему заслуживающей своего внимания, поскольку данное убеждение весьма распространено. И хотя тема данного исследования относится к числу «легких», его результаты базируются на серьезном научном подходе. Результаты исследования были опубликованы научным журналом Applied and Environmental Microbiology.

Исследователями были протестированы четыре типа поверхностей — нержавеющая сталь, керамическая плитка, дерево и ковер, а также четыре вида пищи — арбуз, хлеб, бутерброд с маслом и желейная конфета.

Были изучены четыре различных времени контакта пищи с поверхностью — менее одной секунды, 5, 30 и 300 секунд. Для выращивания бактерий Enterobacter aerogenes использовались две питательные среды — соевый бульон и пептонный буфер.

Сценарий перехода бактерий с поверхности на пищу исследовался для каждого типа покрытия поверхности, вида пищи, времени контакта и бактериального препарата. Поверхность покрывалась бактериями и ей давали полностью просохнуть перед тем, как помещали на нее образцы пищи и оставляли их там на определенное условиями эксперимента время. Все 128 возможных в рамках эксперимента сценариев повторялись по 20 раз каждый. В результате получилось 2560 замеров. После контакта и поверхность, и образцы пищи проверялись на заражение.

Не стало удивительным открытием то, что заражение арбуза стало наиболее значительным. В наименьшей степени заражению подверглась желейная конфета. Профессор Шаффнер отмечает, что в наибольшей степени заражение пищи бактериями зависит от степени увлажнения. Ведь у бактерий нет ног и они перемещаются с жидкостью. Чем влажнее пища, тем выше риск перехода бактерий. Чем больше пища контактирует с поверхностью, тем больше бактерий переходят с нее в пищу.

Удивительно, но ковровое покрытие показало очень низкую степень перехода бактерий по сравнению с керамической плиткой и нержавеющей сталью. При этом степень перехода бактерий с дерева значительно различалась в зависимости от других условий эксперимента.

Профессор Шаффнер дополняет пояснения своих наблюдений, отмечая, что топография поверхности и пищи играет значительную роль в переходе бактерий.

Оказалось, что «правило пяти секунд» имеет под собой реальные основания — чем дольше время контакта пищи с поверхностью, тем больше бактерий окажется в пище. Но существуют и другие факторы, в том числе вид пищи и поверхности, которые столь же или даже более значимы, чем время контакта.

«Правило пяти секунд» является сильным упрощением того, что происходит в реальности при соприкосновении пищи с поверхностью, на которой присутствуют бактерии.

По материалам sciencedaily.com