Учёные смогли вырастить провода внутри роз

Учёные сделали удивительно большой шаг к интеграции живых растений в электронику и энергетику: команда шведских ботаников и инженеров научилась выращивать провода внутри роз. Исследователи использовали прозрачный токопроводящий гель, и срезанные розы с удовольствием его втягивали в свои стебли и листья. Через несколько часов гель затвердевал и формировал гибкие провода прямо внутри растений.

Благодаря фантастическим свойствам вживлённых в растения проводов, электрический ток может проходить через стебли растений, не нанося им никакого вреда.

Команда исследователей испробовала сотни различных токопроводящих материалов, прежде чем был найден подходящий. Целью учёных было заставить растения впитать такой материал, который затем затвердел бы и превратился в провода прямо внутри растения. В итоге учёные остановились на прозрачном органическом полимере, который ведёт себя как токопроводящий пластик. Материал этот называется PEDOT (сокращение от поли-3,4-этиленэдиокситиофен).

Учёные также обнаружили, что гель PEDOT проникает также в клеточный слой листьев роз. Когда PEDOT затвердевает, образуя токопроводящий слой, листья меняют свой оттенок при пропускании через них электрического тока. Молекулярная причина таких изменений цвета пока неизвестна; в то же время учёные заметили, что листья с гелем могут оставаться живыми столько же, сколько обычные листья роз.

В своей научной работе учёные подчёркивают практическую значимость своего открытия.

«Интегрированную в растения распределённую электронику можно использовать во многих сферах… например, для извлечения энергии из фотосинтеза или в качестве альтернативы генетической модификации растений», — сказал ведущий исследователь проекта Элени Ставринидоу.

По материалам Popular Mechanics