Проект российских ученых ляжет в основу "коллайдера будущего" в ЦЕРНе

Открытия, сделанные в Большом адронном коллайдереУченый пояснил, что как только на Большом адронном коллайдере был открыт знаменитый бозон Хиггса, в ЦЕРНе задумались о строительстве новых перспективных установок. В 2014 году там стартовала программа FCC – амбициозный проект создания "коллайдера будущего" с периметром в 100 километров, в то время как окружность Большого адронного коллайдера – около 30 километров.

"Это беспрецедентная установка для изучения физики микромира, такой в истории Земли еще не было. Нам этот проект показался очень интересным, и мы решили предложить в ЦЕРН свой проект. Какое-то время он существовал вместе с тем, что предложили наши коллеги в ЦЕРНе, а в этом году именно наш вариант принят как базовый. Дальше именно этот вариант будет развиваться", — заявил Левичев.

Он отметил, что, по планам ЦЕРН, к 2018 году должен быть готов полноценный концептуальный проект, на основе которого затем будет принято окончательное решение, будет ли этот масштабный проект реализован.

Ученый объяснил, что весь будущий проект является комплексом коллайдеров. Первая очередь – электрон-позитронный коллайдер с максимальной энергией в одном пучке 175 ГэВ (гигаэлектронвольт). Он предназначен для изучения свойств бозона Хиггса, но главная задача – создать инфраструктуру (тоннель и другие сложные инженерные сооружения), которые затем будут использоваться протон-протонным коллайдером с тем же периметром, но уже энергией в одном пучке 50 ТэВ (тераэлектронвольт), недостижимой в настоящее время.

Проект российских ученых ляжет в основу "коллайдера будущего" в ЦЕРНе

Физики ЦЕРН, возможно, нашли первые следы "новой физики" на БАК"Согласно последнему сообщению из ЦЕРНа, есть указание на возможное обнаружение за пределами Т-кварка новой частицы. Это говорит о том, что коллайдеры на сверхвысокую энергию могут быть очень интересны. То есть там, где еще не ступала нога человека, есть новая физика", — сказал ученый.

Левичев добавил, что ЦЕРН принял за основу именно проект Института ядерной физики, так как сибирские ученые применили и уже опробовали на своих коллайдерах новаторский метод встречи пучков Crabwaist, который позволяет увеличить производительность (светимость) коллайдера примерно в 100 раз по сравнению с традиционным методом.

"Поскольку мы досконально этот эффект изучили, то тут же пришла идея применить его для этой большой машины, и на удивление он очень хорошо подошел. Потребовалось какое-то время, чтобы наших коллег из ЦЕРНа убедить, что это будет работать. В конце концов, они согласились, что это даст серьезное увеличение производительности и имеет смысл это использовать", — рассказал ученый.

Проект российских ученых ляжет в основу "коллайдера будущего" в ЦЕРНе