"Сырные" метеориты помогли раскрыть тайну магнитных полей астероидов

"Сырные" метеориты помогли раскрыть тайну магнитных полей астероидов
статье, опубликованной в журнале Nature.

"Эти метеориты (палласиты) можно назвать настоящими природными жесткими дисками. В них нам удалось одновременно найти следы и начала, и конца процесса застывания ядра. Это поможет нам понять, как эти процессы влияли на магнитное поле Земли в прошлом и дают нам шанс получить некоторое представление о том, что может произойти с ним в далеком будущем", — объясняет ведущий автор статьи Ричард Харрисон (Richard Harrison) из Кембриджского университета (Великобритания).

Часть планет в Солнечной системе, в том числе Земля, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, обладают сильным магнитным полем. Считается, что магнитная оболочка этих планет существует за счет работы так называемого "магнитного динамо" — непрерывного движения расплавленного металла внутри жидкого ядра планеты. Подобные потоки отсутствуют в ядрах современных Марса и Венеры, что и объясняет крайне слабое или отсутствующее магнитное поле у этих планет.

Сегодня ученые считают, что в первые мгновения существования Солнечной системы магнитными полями обладали и другие объекты – небольшие протопланетные тела и порожденные ими астероиды. Они обладали своим собственным "магнитным щитом" благодаря тому, что материя таких планетных "зародышей" находилась в расплавленном состоянии из-за распада радиоактивных элементов в их недрах. Прямых свидетельств этого пока нет, и поэтому ученые, в том числе Харрисон и его коллеги, сегодня активно ищут следы этого магнитного поля в породах древних метеоритов, падающих на Землю.

Как объясняют авторы статьи, проблема заключается в том, что астероиды, населяющие Солнечную систему, часто сталкиваются друг с другом, и их материя в ходе таких космических "ДТП" часто расплавляется и теряет ту информацию о древнем магнитном поле, которая хранилась в их породах со времен рождения астероидов. Из-за этого геологи часто не могут определить, имеют ли они дело с древним магнитным полем или со следами подобных столкновений.

Изучая фрагменты палласитов, группа Хариссона натолкнулась на решение этой проблемы — микроскопические зерна минерала тетратэнита, который представляет собой соединение железа и никеля. Эти зерна, которые ученые называют "облачными зонами", формировались внутри астероидов на протяжении десятков миллионов лет, непрерывно накапливая в себе информацию о том, как менялось окружающее их магнитное поле. Именно поэтому ученые и окрестили их природными "жесткими дисками".

Авторы статьи прочитали их содержимое при помощи мощного синхротронного источника излучения BESSY II, установленного в Берлинском центре Гельмгольца. Полученная информация крайне удивила их — оказалось, что астероиды застывали крайне медленно, и их магнитное поле просуществовало, как минимум, несколько сотен миллионов лет.

К примеру, если родительское тело, в котором сформировались изученные паласитты, было бы небольшим планетным "зародышем" радиусом всего в 200 километров, то его ядро должно было оставаться жидким на протяжении около 180-200 миллионов лет. По словам астрономов, столь длительный временной промежуток не укладывается в современные теории рождения Солнечной системы.

Его невозможно объяснить теориями "тепловой" подпитки ядер будущих астероидов, так как за это время доля радиоактивных веществ в недрах древних небесных тел должна была упасть заметно ниже критической отметки. Как считают сами ученые, жидкая часть ядра разогревалсь и перемешивалась благодаря тому, что легкие элементы (например, сера) "всплывали" на его поверхность из глубины, а более тяжелые вещества, наоборот, падали на уже застывшую твердую часть.

Нечто похожее, как сегодня считают физики, может происходить и внутри ядра Земли, и он начался примерно миллиард лет назад. Авторы статьи подчеркивают, что паниковать не стоит – ядро нашей планеты намного больше и горячее, чем у древних астероидов, и этот процесс будет длиться очень долго.

"Не нужно паниковать, по крайней мере, в ближайшее время. Ядро не замерзнет полностью еще многие миллиарды лет, и скорее всего, дряхлеющее Солнце уничтожит нас первым", — заключает Харрисон.

Палласиты относятся к очень редкому типу железисто-каменных метеоритов, похожих на срезе на швейцарский сыр. Метеорит состоит из соединений железа и никеля, а "дырки" образованы частично прозрачными кристаллами оливина. Многие астрономы считают, что такая структура палласитов обусловлена тем, что они формировались на границе между мантией и ядром, где присутствуют и оливин, и металлы.

21-01-2015 22:00 | просмотров 753 |